Главное
Экономика, 26 декабря, 10:00

Речной вокзал – только витрина, основная ценность не в нем – Татьяна Семенова

Конкурсный управляющий ОАО «Амур-порт» рассказывает подробности происходящего на предприятии

Речной вокзал – только витрина, основная ценность не в нем – Татьяна Семенова
На итоговой пресс-конференции губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт заявил, что сейчас одна из главных задач правительства региона в части развития внутреннего туризма – добиться передачи здания Речного вокзала в Комсомольске новому эффективному собственнику.

- Прежние хозяева испохабили там все, что можно, - сказал губернатор. - Это прекрасное место, единственный стационарный речной порт на Востоке России они развалили, разморозили, а теперь еще и судятся за него. Но мы все равно решим этот вопрос, там снова будет хороший причал, хороший речной вокзал.

Подробности происходящего вокруг здания Речного вокзала и другого имущества, владелец которого, ОАО «Амур-порт», в сентябре был признан банкротом, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала конкурсный управляющий ОАО «Амур-порт» Татьяна Семенова.

- В сентябре, когда арбитражный суд признал ОАО «Амур-порт» банкротом, начался шум. Некоторые СМИ писали, что идет специальный развал социально значимого предприятия…

- Это предприятие уже долгие годы не работает. Поэтому все разговоры о том, что процедура банкротства ведет к дестабилизации деятельности предприятия, - заведомая неправда. Предприятие на момент начала процедуры конкурсного производства самостоятельной деятельности не вело, перевозка грузов либо пассажиров по договорам с ОАО «Амур-порт» не осуществляется уже лет пять-семь.

Приведу пример. Недавно при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда о признании ОАО банкротом, один господин стал докладывать суду: мол, от банкротства страдает население Нижнего Амура, поскольку прекращены пассажирские и грузовые перевозки, и т.д.
У меня к нему был только один встречный вопрос: уважаемый, расскажите – сколько вы чего перевезли за последние пять лет? Ответа у него нет, но он есть у меня. Я сейчас вижу всю документацию по деятельности ОАО «Амур-порт» за последние годы, и могу утверждать - ничего это предприятие самостоятельно не возило.

- Что же оно делало?

- Интересный вопрос. Любые взаимоотношения с заказчиками, потребителями услуг документируется. Нельзя вести экономическую деятельность, не отражая ее в документах. Я проверила счета, другие документы, разослала сотни запросов в налоговую, другие органы власти, правоохранительные органы, в архивы. Из документов следует, что деятельность по речным перевозкам не велась. При этом предприятие потихоньку таяло.

Допустим, из документов известно, что в 2012 году был забор вокруг одной из площадок, принадлежащих ОАО «Амур-порт». Сейчас его нет. Делаю запрос в правоохранительные органы. Мне приходит справка: такой-то работник Амур-порта был задержан полицией во время перевозки большого груза металлических конструкций. Никакого криминала не нашли. Он предъявил справку, что имущество списано и подлежит утилизации как металлолом. Все в рамках закона. Хочет руководство утилизировать то, что ему не нужно – имеет полное право…


- Но ведь у предприятия есть флот. Он что, просто стоял все эти годы?

- Флот есть, и он без дела не стоял. Он осуществлял где-то какую-то деятельность, но деньги от этой деятельности на счета предприятия полностью не поступали. Их этого я могу сделать предположение, что его сдавали кому-то в аренду. Где деньги за аренду, я не знаю, за руку никого не хватала.


- Сколько всего плавсредств у предприятия?

- Никто не знает. Когда меня назначили в сентябре конкурсным управляющим, я начала инвентаризацию, в том числе с целью установить, где находится флот. На территории причальной стенки стояли порядка 20 плавсредств – баржи, «метеоры» и т.д. Некоторые стояли так давно, что в землю вросли. Это процентов 40 плавсредств предприятия.

Остальные «гуляют» по краю по различным договорам аренды, установить их местонахождение сейчас невозможно. Это автомобиль отследить на дороге достаточно легко. А на реке нет видеокамер. На баржах нет номерных агрегатов, они все однотипные. Их можно перекрасить, нанести любые номера, и идентифицировать их после этого очень сложно.

Я предполагаю, что прежнее руководство именно этим и пользовалось, сдавая их в аренду без официального получения денег на счета предприятия.


- Что вообще находится в собственности ОАО «Амур-порт» и сколько это имущество стоит?

- Можно выделить три основных группы объектов. Это, во первых, Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре. Второе – площадка в Пивани. Там есть ряд объектов недвижимости, портальные краны. Они, правда, не действуют, и на них отсутствует ряд необходимых документов. Третье – площадка в Хорпинском. Там тоже есть ряд объектов недвижимости, включая абсолютно разграбленное административное здание. При этом выяснилось, что некоторые объекты, переданные предприятию согласно плану приватизации от 1992 года, до сих пор не зарегистрированы. Сколько все это стоит, станет известно в январе. Договор с оценщиком заключен 8 декабря, по закону он должен оценить имущество в течении двух месяцев, но я его потороплю.
Инвентаризация имущества предприятия сильно отягощена тем, что от меня скрывают часть документов, например, о балансовой стоимости части имущества, не предоставляют договоров с юристами, с другими исполнителями. Я по сути лишена возможности вести нормальное конкурсное производство. Допустим, чтобы зарегистрировать объекты на площадке в Хорпинском, нужен план приватизации 1992 года, а мне его не передают.


- Имущество будет продаваться единым лотом?

- Это не мне решать, это решит собрание кредиторов. Я имею право лишь предлагать. Но я думаю – нет, это будут разные лоты. Передом мной, как перед конкурсным управляющим, стоит задача – из всего оставшегося у предприятия имущества, как из паззлов, составить лоты, интересные покупателям, потенциальным инвесторам и внести свои предложения собранию кредиторов. У кредиторов, в свою очередь, единственный интерес – продать имущество предприятия подороже.


- Какой из «паззлов» наиболее привлекателен с вашей точки зрения? Речной вокзал?


- Нет. Речной вокзал – это витрина. Но там полнейшая разруха, чтобы привести его в относительный порядок, необходимо 300-400 млн рублей. Я с трудом представляю себе частного инвестора, который рискнет вложить столько средств только в ремонт, не говоря уже о развитии. Единственный вариант сделать из этого здания нечто, на чем окупятся частные вложения – применить механизмы государственно-частного партнерства, концессии. Если, допустим, государство выделит на ремонт часть средств с учетом того, что это социально значимый объект, тогда, конечно, инвестору будет выгодно туда зайти.

- Тогда что самое привлекательное?

- Хорпинская площадка. Потенциал там огромен. На ее базе можно сделать отличный логистический центр с миллиардными оборотами.


- Постоянно говорится, о том, что на нее уже есть потенциальный серьезный покупатель…

- Это преждевременный оптимизм. Действительно, я знаю, что одна известная компания проявляла к ней интерес. Но все закончилось ничем. Естественно, ни один вменяемый инвестор не захочет связываться с предприятием, за которым тянется такой шлейф. Кто свяжется с предприятием, которое сначала массово распродает имущество, а потом массово оспаривает сделки? Возможно, если прежнее руководство удастся полностью отстранить от дел предприятия, потенциальные инвесторы передумают.

- Кстати, за последние годы была масса публикаций о судебных разбирательствах вокруг ОАО «Амур-порт». Все уже давно запутались, кто там прав, кто виноват, и забыли, с чего все началось. Можете вкратце пояснить – что это вообще было?

- Да, из документов я вижу, что под управлением прежнего руководства предприятие погрязло в судебных тяжбах. Суть вкратце такая. В 2008 году предприятие уже переживало процедуру банкротства. В 2012 году, как следует из документов, было продано почти все имущество ОАО «Амур-порт», за исключением Речного вокзала. Из этих средств расплатились с кредиторами по банкротству-2008.

Далее в ОАО Амур-порт» появляется новый гендиректор и уверяет, что все сделки были преступлениями против предприятия, которые совершил бывший директор. Сделки оспариваются в суде. Суд решает, что они были незаконны. Несмотря на то, что все покупатели – добросовестные. У всех были справки, что имущество куплено по рыночной цене, что сделка одобрена советом директоров. Имущество вернулось в ОАО «Амур-порт». Покупатели стали кредиторами предприятия, поскольку денег им не вернули.

Это – если очень вкратце. Суды, инициированные бывшим руководством ОАО «Амур-порта», идут сплошным потоком, их десятки.


- Вы сказали – «если прежнее руководство удастся отстранить». Сейчас эти люди какое отношение имеют к предприятию?

- Они присутствуют через аффилированные фирмы в реестре кредиторов. Но у них меньшинство.

Тем не менее, я прекрасно осознаю, что они всеми средствами будут мешать процедуре банкротства, всеми возможными методами оттягивать начало торгов. Самая главная их задача на данный момент – добиться моего отстранения, найдя любые нарушения. Но я постараюсь не дать им такой возможности.

 Довольно странно ведут себя некоторые государственные органы. Например, меня прокуратура сейчас наказывает за то, что… пандуса нет у пустого, заброшенного здания Речного вокзала. А почему раньше, когда здание еще использовалось, там обходились без пандуса?
Другой пример. Есть проблема с причальной стенкой – она не принадлежит ОАО «Амур-порт», это федеральный объект. По сути, эта стенка была самовольно захвачена прежним руководством. Там, как я уже говорила, стояли суда. Никого они не интересовали ровно до того момента, как меня назначили конкурсным управляющим. В первый же день, как я пришла туда, там оказалась куча проверяющих из буквально всех мыслимых структур: требуют срочно суда убрать. Причем убрать, не прикасаясь к причальной стенке…

- В чем, как вы думаете, причина такого отношения?

- Я предполагаю, что ОАО «Амур-Порт» настолько проблемное предприятие, что находится на контроле у всех без исключения госорганов и прокуратуры. И факт признания его банкротом буквально развязал им руки, так как конкурсный управляющий фигура публичная и обязанная дать госорганам всю информацию о своей деятельности. А бывшее руководство предприятия отделывалось отписками. Имея большой объем денег от продажи флота, тем не менее с федеральной причальной стенки оно флот не убрало и сейчас никакой ответственности за это не понесет. То ли дело конкурсный управляющий, который теперь отвечает за все. Его можно свободно наказать, отстранить, дисквалифицировать. И при этом, в конец года улучшить свои статистические показатели по всем видам государственного реагирования.


- Периодически всплывают письма от имени трудового коллектива ОАО «Амур-порт» о том, что предприятие разваливается, никто ничего не делает, верните нам прежнее руководство и т.д. В связи с этим интересно, есть ли там вообще трудовой коллектив? Я не говорю об офисных сотрудниках, а имею в виду тех, кто что-то полезное делает: что-то грузят, кораблями управляют.

- Нет. Таких не существует. На момент, когда меня назначили, в сентябре, на предприятии было порядка 15 офисных работников и еще 4 человека охраняли суда у причальной стенки по договорам гражданско-правового характера.

На момент признания предприятия банкротом на предприятии был генеральный директор, три его заместителя: по эксплуатации, по объектам капитального строительства и по безопасности судоходства. Есть бухгалтеры, секретарь и даже пресс-секретарь. 50 процентов из них живут в Хабаровске, у них нет рабочих мест в Комсомольске.

То, что они пишут письма, это нормально, я их не осуждаю. По той простой причине, что я не могу им выплатить задолженность по зарплате, потому что денег у меня нет, и взять их сейчас негде. На момент моего назначения на счетах ОАО «Амур-порт» было 700 с лишним тыс рублей. Их бы хватило, чтобы платить зарплаты коллективу три месяца. Но прежний руководитель, будучи отстраненным, еще два дня распоряжался средствами в системе «Банк-клиент», и почти все средства перевел свои юристам.


- В тех же публикациях говорится, что прежнее руководство как раз перед вашим назначением планировало начать в здании Речного вокзала ремонт, сделать «центр притяжения» для горожан, а вы пришли и все сорвали.


- Это вранье. Как я уже говорила, у меня есть доступ ко всем документам предприятия за последние годы. Любое движение любого предприятия по заказу проектно-сметной документации, по прохождению экспертизы и т.д. документируется. Реконструкция такого грандиозного объекта, как Речной вокзал, требует многомесячной, если не многолетней подготовки. По всем счетам предприятия я провела аналитику, сделала запросы по всем неочевидным закупкам, когда из счетов непонятно, что именно приобреталось.
 Я утверждаю: ничего не делалось, ни копейки не было потрачено ни на проектирование, ни на изыскания, ни на заказ оборудования и стройматериалов, ни на на любую деятельность в части развития и реконструкции Речного вокзала, открытия там чего бы то ни было.

- Когда начнется процедура торгов?

- Я думаю, в середине – конце февраля. К тому времени будут сформированы лоты, утвержден порядок продаж, начнутся публикации о торгах. Я думаю, что Речной вокзал будет продаваться не просто с торгов, этот объект, скорее всего, как социально значимый, будет продаваться с конкурсными условиями, обязывающими покупателей к определенным действиям. Но это мое мнение и его могут не разделить кредиторы.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме