Главное
Культура, 21 апреля, 10:30

Хабаровская художница Светлана Тиканова освоила древнюю технику живописи

В России практически нет художников, работающих с энкаустикой

Хабаровская художница Светлана Тиканова освоила древнюю технику живописи

Завораживающую технологию живописи горячим воском приручила Светлана Тиканова – хабаровский фотограф, открывший в себе художника.

Посетители галереи, в которой представлены картины Светланы, всякий раз удивляются, когда узнают, что автор, создавая их, не использовал эмаль. Но с этим материалом у работ, выполненных в технике «энкаустика», нет ничего общего. Схож, разве что, матовый, едва уловимый блеск, подчеркивающий рельеф и многослойные фактуры изображения. Цветы на этих картинах невероятно объемны и будто подсвечены изнутри лунным сиянием, а фантазийные птицы, вырываясь с полотна, вот-вот заденут крыльями небо.

IMG_4570.jpg

Редкий зритель, завороженно разглядывающий детали панно, сможет догадаться, что написано оно не красками, а кроме привычных кистей художнику помогали утюг и газовая горелка.
- Работа с воском доставляет мне большое удовольствие, - рассказала ИА  «Хабаровский край сегодня» Светлана Тиканова. - Это живой материал, поэтому я порой сама не знаю, каким будет конечный результат. Можно придерживаться заданной композиции, держать цветовую гамму, но в процессе материал сам подсказывает путь. Энкаустика интересна и тем, что в ней можно совмещать различные детали: травы, металл, стекла, зеркала, даже часовые механизмы. От этого работы получаются рельефными и текстурными.
 Забытое и вновь обретённое искусство

Энкаустика известна со времен древнего Египта. Первые образцы, выполненные в этой технике, были найдены при раскопках в оазисе Фаюм. Прекрасно сохранившиеся портреты археологи обнаружили в усыпальницах. По всей видимости, люди заказывали художникам свои изображения еще при жизни, чтобы забрать их с собой в загробный мир. В отличие от стандартных схематичных древнеегипетских рисунков, фаюмские портреты отличаются объёмом и яркостью образов.

1325963497_fayum-collage.jpg

Позже эллинистическая техника энкаустики использовалась в ранней иконописи, уступив позднее место темпере – водоразбавляемой краске.

В 1920-х годах советские художники воссоздали технику рисования горячим воском, используя описание инструментов, найденных в захоронениях. Сегодня на смену громоздкой паяльной лампе, которую использовали в начале XX века, пришли газовые горелки и утюжки, с помощью которых художники, работающие с воском, поддерживают оптимальную температуру материла.
- В энкаустике используется натуральный воск, окрашенный цветными пигментами, или смешанный с масляными красками, - рассказывает Светлана Тиканова. - Для того, чтобы воск был более пластичным, я добавляю в него смолу. Во время работы воск должен оставаться горячим, поэтому каждый слой прогревается утюгом. Иначе между ними появляется воздушная подушка.
 Особое звучание цвета

Именно многослойность придаёт картинам Светланы такую осязаемую текстуру и объём. В некоторых работах из слоёв воска проступают цветные стеклышки, а иногда на раскрытие темы работают и привычные в быту предметы. Так, например, обычная авоська становится неводом для рыб. Завораживают и абстрактные композиции, тем более что цвет в энкаустике приобретает особое звучание.


IMG_9576.jpg

Одна из вечных тем для художницы - гранаты. Прошлым летом она побывала в Армении, и фактурные плоды, щедро вскормленные солнцем, врезались в память. Собралась уже целая серия - от маленьких картин размером с керамическую плитку до больших панно.

IMG_9257.jpg

- По моему характеру, мне проще работать с небольшим форматом, - рассказывает художник. - Маленькие композиции делаются на одном дыхании. Родилась идея, эмоция, я взяла холст и высказалась. К большим же панно нужно подходить с запасом времени и сил.

Путь подсказали птицы

Энкаустика появилась в жизни фотографа, когда она поняла, что фотоискусство больше не приносит прежней радости от творческого процесса.

- Фотография на протяжении долгих лет была для меня стимулом, - говорит Светлана. - Я постоянно училась чему-то новому, осваивала разные техники, искала себя в разных направлениях. Но однажды стало неинтересно. Я перестала получать удовольствие от самого процесса. Ведь художнику хочется творить, а не практиковаться в ремесле. То, что не вдохновляет, становится ярмом, а творчество должно давать энергию.
Эту энергию Светлане, находящейся в поиске нового творческого пути, дали птицы. В соцсетях она получила предложение принять участие в орнитологическом марафоне. Нужно было нарисовать за 30 дней 60 птиц. В итоге она настолько увлеклась, что нарисовала 80. Позже серия нашла отражение и в технике энкаустики.

Когда Светлана заинтересовалась восковой живописью, оказалось, что в России практически нет художников, работающих в этой технике. Ей пришлось методом проб и ошибок самой прокладывать себе путь. Первые краски были сварены из обычных парафиновых свечек, остатки которых Светлане отдавали знакомые и соседи.

С момента знакомства с удивительной энкаустикой прошел уже год, и сейчас в коллекции художницы не одним десяток картин. Однако Светлана Тиканова признается, что все они - только проба пера. Сейчас автор работает над сериями панно большого формата и планирует дальнейшее погружение в возможности восковой живописи.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме