Едва отыграв на «бис» в финале заключительного концерта камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет поделился своими впечатлениями с корреспондентом ИА «Хабаровский край сегодня».
- Юрий Абрамович, кто приходит на Ваш фестиваль?
- У нас уже публика неслучайная. Кто-то может быть, и в первый раз пришел, но совершенно очевидно: мы выросли на них, они на нас. То есть мы вместе какой-то немаленький период жизни совместно прошли. Поэтому для нас всегда это очень ответственно, мы не можем разочаровать. Но можем делиться необычными, и даже странными вещами. Ну и классикой конечно тоже.
- Что касается фестиваля – он дает возможность такие вещи представить публике, которые в рамках обычного концертного турне невозможны. С теми же необычными духовыми инструментами, на которых играет Аркадий Шилклопер, не поедешь на гастроли. Музыка современного итальянского композитора Сильвии Коласанти – она тоже не для любого выступления, потому что мы можем ее сыграть, но ее сложно воспринимать.
- Само понятие «живой концерт» будит в душе людей, которые приходят, самые высокие чувства. Я, знаете, воспитан так, что не только нецензурно, но и грубо нельзя было в доме выражаться. Моя мама просто сразу плохо себя чувствовала и падала в обморок.
Хотя сам я могу ругаться, и материться в каких-то ситуациях, да у нас и в репертуаре есть произведения, которые говорят о той грязи, которая окружает людей, такой не столько внешней, сколько внутренней грязи. Тут вопрос эстетики. В жизни есть и хорошее, и плохое, и чистое, и позорное, в искусстве есть все. Но у Шекспира тоже есть все, но это не переходит грань, понимаете? Поэтому я тоже не берусь исполнять любые произведения, даже если они гениальными авторами написаны. У Альфреда Шнитке, с которым я дружил, есть такое, что я никогда не исполню – настолько низменные человеческие чувства передаются.
А если говорить о культуре на улицах. Вот, например, в Японии не увидишь же ни малейшего мусора. Даже карманные пепельницы продаются, чтобы никто бычки не бросал.
- На самом деле очень музыкальная страна, у них тысячи концертных залов по всей стране, и все они великолепные, красивейшие и всегда с прекрасной акустикой. Не думаю, что именно из-за этого в Японии чисто.
А у нас… Культура внутренняя должна быть. И у населения, и у тех, кто следит за порядком. Нет этого пока. Наверное, в данной географической точке должно пройти какое-то время, чтобы чистота превратилась с традицию. Время, только время. А мы со своей стороны будем тоже этому помогать.
- Что скажу? Нисколько не стесняясь, хочу поблагодарить Вячеслава Ивановича. Не везде руководство такой территории с таким желанием и пониманием откликается.